Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фонетика. Орфография"
Цели:
Ход урока
1. Организационный этап.
3. Словарная работа.
Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.
Пример. В арабском языке толерантность определяется как прощение, мягкость, милосердие, благосклонность, расположенность к другим.
Комплимент (франц.) -
Пример. Давайте говорить друг другу комплименты.
4. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прочитайте формулировку темы урока, найдите ключевые слова и определите главную цель нашего урока.
5. Повторение и систематизация знаний. Беседа о фонетике. Фонетика- это… Что изучает? Как соотносятся звуки и буквы? Гласные бывают …. Большинство согласных образуют пары: …
- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:
6. Практическая работа.
а) Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах: дуб, сдал, мужчина.
б) Допишите фразеологизмы. Какие фонетические явления наблюдаете? Авгиевы…Дамоклов …Ахиллесова… Танталовы…Прокрустово…Пиррова…
7. Актуализация знаний.
а) Что нужно знать о правописании безударных гласных, Вставьте буквы, объясняя выбор, запишите: раздр…жать пов…дением, разр…дить руж…ё, ув…дать изд.…ли, ут..хать п…ст…пенно, разв…ваться н…рмально, бл…г…сл…влять на подвиг, уг…дить маме, прив…сти к общему знаменателю, оз…мь посеяли, щ…пать лучину, п…ры воздуха, ум…лять о пощаде, об…яние личности, пок…рать врага, ум…лять дост…инство, ч…столюбие, пос…деть в сквере, пол…скать щ…нка, отв…рить двери , прор…дить морковь на грядке, оп…лить гуся, спл…титься для общего дела, зат…ить обиду, призн…вать заслуги, про…вить м..лосердие.
8. Введение новых знаний.
Работа по таблице «Чередование гласных».
9. Актуализация знаний.
Задания из ЕГЭ 2010. А15.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
10. Развитие речи.
Проведите работу по определению основной проблемы. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
…Чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.
Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что чувство это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
(Д.Гранин).
11. Подведение итогов урока
(О значении фонетики в правописании, об умении применять знания при написании орфограмм).
- Какие цели мы ставили в начале урока? Что нового узнали? Достигли ли цели, которую намечали для себя?
12. Определение и разъяснение домашнего задания.
Выпишите слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемыми ударением, слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора текста. Объясните, почему. Ответ аргументируйте, опираясь на свой читательский опыт.