Урок краеведения в 8 классе.
Тема: Нижегородское Ополчение 1812г.
Тип урока: комбинированный
Форма организации: интегрированный урок
Форма организации учебной деятельности:
Индивидуальная, фронтальная.
Методы:
Эвристическая беседа, исследовательский.
Приемы:
Работа с источниками информации, составление плана, составление карты боевого пути ополченцев.
Цель урока:
Формировать представления восьмиклассников о Нижегородском ополчении как центре Поволжского округа ополчений; способствовать воспитанию патриотизма и сопричастности учеников к историческим событиям Отечественной войны 1812г. через изучение истории Нижегородского края.
Планируемые результаты.
Личностные результаты: ученики должны осознать , какую роль сыграло народное ополчение и русский народ в целом в Отечественной войне 1812г.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-должны уметь находить проблемы, планировать последовательность действий,
- уметь оценивать качество результата и деятельности
- осознавать качество и уровень проведенной работы
Коммуникативные:
-умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
-адекватно оценивают свои действия и действия партнеров
Познавательные:
Должны уметь самостоятельно формулировать цель исследования
-уметь работать с источником информации
-уметь самостоятельно и с помощью учителя анализировать результаты, делать сравнения, выводы.
-уметь устанавливать причинно-следственные связи и строить логические цепи рассуждений.
Этапы урока.
1 Актуализация знаний.
Ученики уже знакомы с материалом о войне 1812г из курса истории России, поэтому на репродуктивном уровне они воспроизводят знания о причинах и начале Отечественной войны в России. Учитель предлагает ученикам словарный диктант, который позволяет использовать ранее полученные знания в учебной ситуации.
Диктант: Отечественная война, инфантерия, гусары, флеши, Бородино, драгуны, Фили, батарея Раевского, партизанская война, Денис Давыдов, фельдмаршал, оставление Москвы, Малоярославец.
2. Мотивация
Что вы знаете об участии нижегородцев войне 1812г? Почему наш урок называется «Нижегородское ополчение? Попробуйте объяснить значение этого слова. Вспомните, о каком ополчении вы узнали из истории 7 класса. Учитель демонстрирует слайды о Нижегородском ополчении Минина и Пожарского. Ученики комментируют слайды и делают выводы о понятии «ополчение»
3.Постановка проблемы
Почему русская армия нуждалась в ополчении? Какую роль в Отечественной войне 1812г сыграло Нижегородское ополчение?
4. Формулировка гипотезы исследования. Целеполагание.
Таким образом, целью нашего урока является исследование проблемы роли народного ополчения в Отечественной войне 1812г. на примере Нижегородского ополчения.
5.Реализация исследования. Составление последовательности действий по выполнению исследования. Я предлагаю для решения данной проблемы следующие методы:
А) работа с текстом
Б) составление плана
1. Князь Г.А.Грузинский – начальник Нижегородского ополчения
2. Состав ополчения
3. Снабжение ополчения
4. Боевой путь Нижегородского ополчения.
В) Составление карты боевого пути Нижегородского ополчения.
Г) работа с презентацией. Ученики комментируют слайды презентации, делают выводы о роли народного ополчения.
Д) Работа в мини-группах. Ученики получают карточки с заданиями и отвечают на вопрос: Почему население добровольно записывалось в ополчение? Как относился народ к войне с Наполеоном?
6. Представление результатов исследования мини-групп.
7. Подведение итогов. Выводы.
Ученики делают выводы о роли народного ополчения в Отечественной войне 1812г. Учитель подводит их к выводу о том, что в сознании русского народа во все времена мысль о защите Родины была определяющей в действиях и патриотических поступках. В подтверждение этого ученики приводят факты из истории России.
8. Оценка и самооценка результатов исследования.
10. Рефлексия.
На этапе рефлексии учитель выясняет, получен ли новый образовательный продукт теми способами освоения теоретических знаний, которые были применены. Ученики демонстрируют полученные знания и оценивают собственную деятельность. Учитель дает задание на дом, в котором ученики попытаются применить полученные знания в социальной практике: Написать короткое сочинение или эссе, объединенные общей темой «Народный герой», о своих близких родственниках в прошлом или настоящем.