Рекомендации родителям будущих первоклассников
                           Добро пожаловать!!!

 

Рекомендации родителям будущих первоклассников

          Рекомендации родителям будущих первоклассников

 Дети - важная часть нашей жизни. Все мы сами были детьми и выросли теми, кто мы есть, благодаря родителям и государству (садику, школе). Теперь наша задача - дать Вашим детям всё необходимое для их полноценного развития, чтобы они потом вспоминали нас, учителей, и Вас, родителей, добрым словом, рассказывая о нашей заботе уже своим детям и внукам.

 Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. 
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии:

Оценка развития познания. Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.? Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться и которые не могут? Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита? 

Оценка базового опыта ребенка. Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу? Был ли он в библиотеке? Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории? Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.? Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай? Четко ли ребенок выговаривает слова? Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию? 

Оценка уровня эмоционального развития. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми? 

Оценка умения общаться. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? Способен ли ребенок слушать других не перебивая? 

Оценка физического развития. Хорошо ли ребенок слышит? Хорошо ли он видит?  Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные? Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год? 

 Зрительная память. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать? Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни? 

Зрительное восприятие. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? Понимает ли ребенок, что читают слева направо? 

Уровень слуховых способностей. В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес-вес? Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? 

Оценка отношения к книгам. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух? Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.? 

Общая и психологическая готовность. Может ли ваш ребенок объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет? Изъясняться связно, например, "покажи мне…" Понимать смысл того, о чем ему читают? Четко выговорить свое имя? Запомнить свой адрес и номер телефона? Писать карандашом или мелками на бумаге? Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами? Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? Слушать и следовать полученным указаниям? Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание? Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? Положительно оценивать: я - человек, который многое может? "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора? Проявлять интерес к окружающим его предметам? Ладить с другими детьми? 

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе. 
(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой) Нравится ли вам ваш малыш? Слушаете ли вы то, что ребенок говорит  Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами? Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? Поправляете ли вы речь малыша? Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его? Смеетесь ли вы вместе с ним? Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? Играете ли с малышом в какие-нибудь игры? Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка? Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги? Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему? Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями? Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами? Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача? Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки? Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда". У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения. Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.
Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры. Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий. То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик. Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни. И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать. Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты. И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять".

Дата последнего обновления страницы 01.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»